Субкультуры СССР
Люберы

Не имевшая равных субкультура люберов возникла в 70-е годы ХХ столетия в подмосковном городе Люберцы, откуда и произошло название движения, (которое, однако, появилось в начале 80-х годов в связи с поездками в Москву, где представители группировки устраивали массовые драки благодаря чему о группировке узнали).

В то время во многих регионах страны стали популярными западные виды спорта, и культуризм был одним из них. Ввиду нехватки спортивных залов и инвентаря помещением для ребят, желавших заняться бодибилдингом, служили подвалы, а инвентарь либо изготавливали на заводах работающие члены команд, либо воровали. Вскоре движение приобрело идеологический характер и превратилось в организованную силу и имела своих «врагов».

Атрибуты

Поскольку движение зародилось среди спортсменов, образ любера был соответствующим. Это были спортивного телосложения молодые люди с короткой стрижкой. Они поддерживали имидж «настоящего» мужчины, поэтому длинные волосы порицались. Одежда была непримечательной: футболка или свитер, заправленные в широкие клетчатые штаны. В дальнейшем ко всему добавился значок с портретом Ленина. 

Философия

Изначально у субкультуры не было определённой идеологии, т.к. она была основана на интересах. Однако к 1985 году любера обретают свою идеологию. Парни вели здоровый образ жизни, «качались» и готовились к армии. В период кульминации данной субкультуры (1986-1987гг) сложилось множество команд которые поддерживали друг друга. Группы состояли из 10-30 человек. В группах существовали лидеры (авторитеты), но иерархии как таковой не было. Существовали правила, например, не нападать на слабых, на парней, которые гуляют с девушкой; помогать товарищам.
К 1985 появлялись такие лозунги как: «Очистим Москву от фашистов и подонков», «Бороться со злом можно только силой» и т.д. Участились поездки в Москву где они устраивали массовые драки с участниками других субкультур, например, панками и хиппи. В отличие от субкультур пришедших с запада, идеология люберов не противоречила общественной. Мир делили на своё и чужое. Несмотря на то, что культуризм которым увлекались любера пришёл с запада всё западное порицалось. Так движение обрело патриотический характер.

Отношение общества
В 70-е годы ХХ столетия культуризм был запрещён в СССР. Однако новое увлечение приняли благосклонно, ведь пока ребята заняты спортом это предотвращает их связи со шпаной. В дальнейшем силами люберов пользовалась милиция чтобы разгонять другие группировки. Но в дальнейшем движение приняло криминальный характер и милиция потеряла над ними контроль.
На данный момент субкультура прекратила своё существование. После распада движения в начале 90-х часть связалась с криминалом, другая же вела спокойную жизнь. Сейчас в Люберцах действует музей в клубе «Титан» (одна из самых популярных «качалок»). Многие спортивные клубы продолжаю существовать по сей день.
Из воспоминаний люберов

Анонимный любер в интервью для интернет-издания "FURFUR"

Я был из молодых, в 1987 году мне было 15 лет. В это время старшие уже вовсю ездили драться в Москву. И всё вокруг гремело: мы — из Люберец, люберы, мы — сила! Неформалов обсуждали очень много везде: в школе, в зале, на улице. Обсуждали в таком духе: «Прикинь, как эти брейкеры дрыгаются — ну ва-аще, надо гасить их». Или: «Прикинь, он надел 20 цепей на себя — гасить!»

Сам я впервые увидел неформала в электричке. Я ехал с матерью из Москвы, и там сидел хиппарь — с бородой, в клёшах, с брезентовым рюкзаком. Я на него вылупился как на чудо. У нас были в парикмахерской три стрижки: полька, бокс, полубокс. А тут — волосатый! И с ним ещё подруга ехала, красивая такая. И я думал: «Как? Как такая красивая — с волосатиком?» Ну, а там как-то получилось само собой. Как суббота — набились в электричку, пива купили, едем за приключениями.

Василий Ярема, бывший любер, для издания "Эксперт"
— Мы хотели, чтобы ублюдков не было. Если фанаты «Спартака» расшатывают вагон метро, то как с ними не драться? Люберецкие разогнали митинг неофашистов, помогали защищать милицейские машины от раскачивания во время салюта к 9 Мая. Но часто благодаря дисциплине и принципам, привитым «стариками» — теми, кто вернулся в «качалки» из Афгана, — мы решали боевую задачу без боя. Однажды увидели, как металлисты, разгоряченные концертом, крушат летнюю сцену у кафе «Стромынка». Мы молча подошли, человек 30 — на сотню. В клетчатых кепках. И, видимо, слава о люберах шла такая, что эти хулиганы просто остановились и молча ушли.
Постер к к/ф П. Лунгина "Луна-Парк" (1992), где любера представлены группировкой "чистильщиков"

Любера у памятника Николаю Расторгуеву и Дусе-агрегат в Люберцах. Справа Анатолий Клюйков, тренер клуба "Любер"
Нашла субкультура свое отражение в песнях многих отечественных исполнителей. В этих песнях показывается отношение общества и представителей других субкультур к люберам. 
Группа ДДТ - "Мама, я любера люблю"
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website