Субкультуры ссср
Стиляги
Правительство Советского Союза зачастую подавляло интересы общественности к западной культуре. Запрещалось почти все, что было связано с антисоветской пропагандой. Это касалось музыки, фильмов, журналов, книг и даже одежды. Именно тогда появилось несвойственное для тех времен молодежное движение, которое называлось стиляги. Они выступали против системы и хотели выделяться из толпы.
Стиляги - это молодёжная субкультура в СССР, получившая распространение в крупных советских городах с конца 1940-х по начало 1960-х годов, имевшая в качестве эталона преимущественно американский образ жизни. Термин «стиляги» для обозначения советских подражателей тедди-боям ввёл сатирический журнал «Крокодил» (Д. Г. Беляев, статья «Стиляги» в 1949 году).

«Ты его, подружка, не ругай:
Может, он залетный попугай,
Может, когда маленьким он был,
Кто-то его на пол уронил,
Может, болен он, бедняга?
Нет, он попросту стиляга!»

Атрибуты


Женский гардероб отличался нехитрым покроем одежды. При этом все наряды были яркие и красочные. Девушки копировали модели платьев, юбок, блузок из тех зарубежных журналов, которые можно было достать. Чаще всего наряды шились дома собственноручно. Женские модели непременно подчеркивали фигуру. Были популярны пышные юбки, выделяющие талию, и юбки с разрезом чуть выше колена. В то время это было очень смело. Цветастые блузы из шелка или шифона были полной противоположностью скромным ситцевым или хлопковым моделям советской моды.

Не менее интересно, как одеваются стиляги-мужчины. Их наряды также отличаются яркостью и некоторым вызовом принятому в советском обществе внешнему виду. Это могли быть яркие пиджаки, такие же яркие брюки и шелковые рубашки. Особенной удачей считалось обладать строгим, но изящным костюмом из, например, тонкой английской шерсти. И, конечно, пальто – предмет гордости денди эпохи «оттепели». Непременным атрибутом являлся галстук из крепдешина с выдающимся красочным орнаментом. Прически мужчин-стиляг всегда отличались особым лоском и идеальной укладкой.


Философия стиляг


Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное или безразличное отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляги выделялись яркой одеждой, определённой манерой разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к музыке и танцам из-за рубежа. Молодые люди копировали западный образ жизни, формировали собственные взгляды и интересы. Таким образом, отдельные группы молодежи того времени бросали вызов внешнему виду людей, существовавшему строю и серости тех будней.

Отношение общества
 Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё до войны. Однако стиляги, появившиеся во второй половине 1940-х, уже попадали под определение «безродных космополитов»: в стране шла борьба с так называемым «космополитизмом». Стиляги с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. Фельетоны, карикатуры и критические статьи в советской прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской власти:

· «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»;

· «Стиляга — в потенции враг // С моралью чужой и куцей // На комсомольскую мушку стиляг; // Пусть переделываются и сдаются!».

 В пуританской хрущёвско-брежневской стране нужно было обладать немалой смелостью, чтобы выглядеть и вести себя как стиляга. Желание общества «переделать» нонконформистов выливалось в обсуждения стиляг на комсомольских и студенческих собраниях, к выговорам по комсомольской линии. Если же и это не помогало, то непокорных отчисляли из вузов, исключали из рядов ВЛКСМ. 
  Исключение из комсомола имело негативные последствия как для карьеры исключённого, так и для отношения к нему властей. Работу со стилягами вели также сотрудники добровольной народной дружины. В провинциальных городах задержанных стиляг стригли под полубокс, а узкие штаны распарывали и вшивали красные сатиновые клинья.
  Подобное отношение вызывало ответную реакцию — стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения зарубежной поп-культурой переходили к неприятию советской действительности.
  В начале 1960-х, однако, давление в отношении стиляг прекратилось по нескольким причинам — во-первых, в связи с тем, что эта субкультура сошла на нет из-за взросления своих представителей и «легализации» многих ранее запретных зарубежных атрибутов вроде джаза, а во-вторых, из-за появления новых, гораздо более массовых молодёжных течений: «битломании» и хиппи. При этом в Москве, Ленинграде, крупных портовых городах «классическая» мода стиляг стала сходить на нет после московского Международного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года, когда началось более активное проникновение в молодёжную среду представлений о настоящих бытующих за рубежом модах (например, об узких мужских пиджаках сдержанных цветов и узких галстуках), а в обывательском просторечии «стилягами» и в середине 1960-х называли любых модников, а также и просто заслуживающих морального осуждения молодых людей.
«Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»
Образ стиляг в кино
Образ стиляги в советском кинематографе 1950-60-х годов был сугубо карикатурен и жалок. Это — недалёкий, надменный франт, презирающий «серую массу», и от этого становящийся ещё более смешным.
  • Короткометражный фильм «Иностранцы», 1961 год
Молодой журналист хочет разоблачить и высмеять группу стиляг и представляется американцем. Он заставлял совершать их всякие нелепости, внушая, что настоящие американские стиляги так и делают, в Америке так модно.

"Иностранцы", 1961 г.
Режиссёр - Эльдар Рязанов
  • «Медовый месяц», 1956 год
Главная героиня танцует со стилягой, на что пожилой врач говорит: «Вы знаете, в 1911 году я видел нечто подобное в Африке – в ритуальных танцах племени Ням-ням».

"Медовый месяц", 1956 г.
Режиссёр - Надежда Кошеверова
Образ стиляг в литературе
Писатели часто характеризовали их как лентяев и алкоголиков. Некоторые рассказывали о том, что стиляги способствуют только деградации общества.
  • Н. Носов «Незнайка»
Стиляги изображены Носовым в образах ветрогонов. Джаз фигурировал под названием «какофония» («это самая модная теперь музыка и называется она какофония»; самым популярным среди ветрогонов считался «какофонический оркестр „Ветрофон“»).
  • Н. Рубцов «Сакс фокс рубал…»
«Сакс фокс рубал, дрожал пол
От сумасшедших ног.
Чувак прохилял
                           в коктейль-холл
И заказал рок.
Лицом был чувак ал,
Над бровью - волос клок.
Чувиху чувак позвал,
И начал лабать рок.
Чувиха была пьяна.
И в бешенстве лабы той
Вся изошла она
Истомою половой
Под юбкой парок дымил,
И мокла капрона нить,
На морде написан был
Девиз: "Торопитесь жить!"...
Зубами стиляг сверкал
       Коктейль-холл,
Сакс фокс рубал,
       Дрожал пол...»
  • А. Барто «До чего он их довёл»
Стихотворение Агнии Барто о двух школьницах, которые вначале при общем попустительстве родни танцевали рок-н-ролл, затем стали грезить Голливудом («Голливуд, Голливуд! Как красиво там живут!») и даже внешне изменились («…походка стала словно напоказ», «вместо кос повисли космы — это нынче модно, мол!»).
Музыка стиляг
В 1980-е годы в СССР возник интерес молодёжи к ретро-стилю, в частности к субкультуре стиляг. На волне этого увлечения возник стиль группы «Браво», возглавляемой Евгением Хавтаном. В песнях группы — нежная ностальгия по давно ушедшим «старым добрым временам». Образ романтичного стиляги гармонирует с идеалистическими представлениями молодых людей о 1950—1960-х годах (композиции «Ленинградский рок-н-ролл», «Вася», «Стильный оранжевый галстук», «Московский бит» и другие).
Валерий Сюткин, экс-вокалист группы «Браво», как образец имиджа стиляг.
В имидже и творчестве ленинградской группы «Секрет» во многих композициях прослеживается тема «стиляжного» прошлого — «Я люблю буги-вуги», «Мажорный рок-н-ролл», «Она не понимает», «Отправляйся за ней», «Кеды», «Тысяча пластинок» и др.

Упоминание этой субкультуры есть в текстах группы «Кино» (песня «Битник»):
«Где твои туфли на «манной каше»?
И куда ты засунул свой двубортный пиджак?
Спрячь подальше домашние тапки, папаша!
Ты ведь раньше не дал бы за них и пятак!»

«В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зеленые; таких широченных штанов канареечно горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клеша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из черного лака и красной замши. Юноша оперся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки..."
 Воспоминания потрясённого очевидца в книге о стилягах историка моды Ольги Вайнштейн.
Я эту моду мальчишкой застал в Минске, 9-й и 10-й классы. Стилягами модных молодых людей называли только в СССР. Для Запада этот стиль был естественной жизнью. А у нас это выросло в движение протеста против серости... Наваривали подошвы на башмаки, я уже не помню как. Ушивали брюки, пиджаки клетчатые покупали на несколько размеров больше, чтобы широкие плечи были. И коки на голове. У некоторых даже какая-то философия была. Разумеется, музыка, рок-н-ролл, буги, записи на рентгеновской пленке. И самое главное — шатание по Бродвею, так в каждом городе, в том числе и в Минске, центральную улицу называли. Курили небрежно, чтобы взрослыми казаться и буржуазными... Компания жила одним духом. Знакомились на этом Бродвее. По одной стороне только стиляги и ходили. А люди как-то шарахались от них, переходили на другую сторону. <Девочки-стиляги были>, но все у нас было очень целомудренно и чинно. Тапочки какие-то, лёгкие платьица. Все самодельное, нелепое. Ничего импортного у нас не могло быть. Не на что было купить.
Олег Янковский, актёр театра и кино; кинорежиссёр; народный артист СССР

Культовый танец стиляг всего мира

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website